Проблема есть, и от неё никуда не деться!

Новый 2017 год страна встречает без утвержденного государственного бюджета. Камнем преткновения стала ситуация, когда в бюджете отдельной строкой финансирования представлен Арбитражный суд, который де-факто еще не существует, по той причине, что не ликвидирован его предтеча – Высший арбитражный суд. Депутаты от «Единой Осетии» посчитали, что необходимо провести судебную реформу, и уже потом принять главный финансовый документ страны, так как образовалась юридическая коллизия. А непринятие бюджета не повлияет существенно на функционирование государства.

Впрочем, в Парламенте на это счет есть и другие мнения. «Я считаю, что существуют приоритетные вопросы для нашего государства, одним из которых является, конечно же, принятие бюджета. Тут необходимо понимать, что этот документ важен для Республики, потому что его непринятие создаст трудности исполнительной власти в осуществлении своей деятельности в полном объеме»,- депутат Парламента Южной Осетии от партии «Ныхас» Зита Бесаева.

Сегодня высказывается уверенность в том, что задержек с заработной платой и финансированием медицинской отрасли не будет. И это действительно так, но только потому, что Правительство старается сделать все, чтобы сложности, которые возникли по причине того, что парламентарии не утвердили бюджет, не отразились на простых людях. А проблемы есть и они существенные. И о них не раз говорила министр финансов РЮО А.Хабалова.

«Что касается проблем, которые возникают с непринятием основного экономического закона на 2017 год, во-первых, отсутствие документа, который обозначает в своем составе поступления финансовой помощи – это определенные проблемы для России, которая финансовую помощь оказывает», – подчеркнула она.

Второй важной проблемой А.Хабалова назвала функционирования и саму реализацию бюджета. Министр привела статью 107 (Временное управление бюджетом) Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса».

«В соответствии с этой статьёй Минфин правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты в размере, не превышающем одной двенадцатой обязательств текущего года», – подчеркнула она и пояснила с какими сложностями сопряжено финансирование по такой схеме.

«Каждый месяц каждое бюджетное учреждение будет заключать новые договора по оплате по электроэнергии, газу, водоснабжению, канализации, предоставлению интернет услуг. Для лечебных учреждений это означает, что они каждый месяц заключают новый договор о поставке продуктов питания, о поставках лекарственных препаратов, также и образовательные учреждения», – рассказала она.

По словам Хабаловой, такая система сопряжена с большим объемом работы для тех организаций, которые предоставляют услуги и тех, которые являются потребителями услуг.

«Естественно это будет порождать неизбежные задержки, потому что ежемесячно министерство финансов будет спускать лимиты на очередной месяц и соответственно, после получения этих лимитов начинается очередной виток заключения договоров».

Несмотря на оптимизм, высказываемый некоторыми депутатами, возникнут сложности и с финансированием президентских выборов. "Что касается выборов, то тут проблемы могут возникнуть с финансированием. ЦИК не может взять кредит в Нацбанке, поскольку по закону об основах бюджетного законодательства бюджетное учреждение не имеет права брать кредиты. Таким образом, мы сами себя загоняем в угол. Единственный и правильный выход в этой ситуации – принятие бюджета", – пояснила А.Хабалова.

В законе об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Южной Осетии прописано, «в случае, если финансирование выборов, референдума не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств избирательной комиссии данные расходы оплачиваются за счет кредитов банков».

Часть депутатов парламента полагает, что кризис, вызванный увязкой принятия государственного бюджета с судебной реформой, носит искусственный характер.

«Нами было озвучено, что бюджет является главным финансовым документом, и принятие бюджета более приоритетно, чем вопрос, связанный с реформой судов», – сказала на сессии Парламента депутат З.Бесаева.

Такой бюджетный кризис каким-то образом для нас кажется искусственным, считает депутат, потому что разрешить эти спорные вопросы по Арбитражному суду можно было до рассмотрения бюджета, то есть в течение прошлого года этот вопрос стоял. « Он мог бы быть разрешен с помощью создания согласительной комиссии по инициативе Парламента, по его обращению к президенту, но такого не было, и нам не понятно, почему этот вопрос возникает именно сейчас, когда необходимо принимать бюджет, – убеждена З.Бесаева. – Мы считаем, что идет искусственное нагнетание ситуации в связи с непринятием бюджета, потому что мы не видим основания для того, чтобы бюджет не принимался».

С ней солидарен и председатель парламентской Народной партии. «Необоснованно не выносить вопрос обсуждения бюджета на сессию, если повестка сессии была утверждена по итогам работы президиума, – считает Александр Плиев. – Проблема торможения принятия бюджета связана с судебной реформой. Еще раз повторюсь, позиция спикера понятна, но на данном этапе это не место для обсуждения судебной системы. Судебная система – отдельная сфера, а бюджет – совсем другая сфера».

Нам предлагают не высказывать беспокойства по поводу непринятия бюджета по той причине, что такая ситуация не нова. Действительно, в 2009 году бюджет был принят в ноябре того же года, бюджет 2010 года был утвержден в мае 2010 года. Однако не надо забывать, что те годы были эпохой финансового и социального беспредела. Да и может ли отрицательный прецедент быть поводом для самоуспокоения? Едва ли.

О.Остаев